09.02.07 Информационные системы и программирование


09.02.07 Информационные системы и программирование


 Значение этой специальности в мире современных информационных технологий невозможно переоценить. Квалификация выпускника –программист.

Программист - это специалист, занимающийся разработкой программного обеспечения (ПО) для персональных, встраиваемых, промышленных и других разновидностей компьютеров, то есть программированием. Это может быть как руководитель крупных проектов по разработке ПО, так и «одиночка», пишущий код конкретной программы.

Перед большинством предприятий и организаций рано или поздно встает вопрос автоматизации, и многие управленцы стремятся использовать достижения современных информационных технологий, поэтому программист является своего рода консультантом, выполняющим посредническую функцию между тем, чего желает получить руководитель, и тем, что предлагает на данный момент мир высоких технологий. В тех разработках, где нужен прежде всего поиск творческих решений, российские профессионалы считаются наиболее сильными во всем мире.

Различают системных и прикладных программистов. Прикладной - это специалист, который осуществляет разработку и отладку программ для решения различных задач. Системный - специалист, занимающийся разработкой, эксплуатацией и сопровождением системного программного обеспечения.

Программирование возникло тогда, когда появилась первая электронно-вычислительная машина, а может немного ранее. В 1944 году была разработана мощнейшая по тем временам вычислительная машина «Марк-1», а уже в 70-х годах ХХ века эта профессия стала престижной и хорошо оплачиваемой, не смотря на то, что развитие программирования в различных странах эволюционировало совершенно по-разному. Без программистов сложно представить нашу нынешнюю жизнь. Интернет играет важную роль в развитие бизнеса и не только. Если нужно найти информацию, мы ищем через поисковую систему подходящие веб-ресурсы. Собственный сайт помогает в работе, является визитной карточкой фирмы. Если бы не умение программистов создавать нечто уникальное, то на Интернет страшно было бы смотреть.

Техник-программист выполняет работу по обеспечению механизированной и автоматизированной обработки поступающей в ВЦ информации; подготовительные операции, связанные с осуществлением вычислительного процесса, ведет наблюдение за работой машин. Составляет алгоритм технологического процесса обработки информации, разрабатывает программы решения простых задач, проводит их отладку и экспериментальную проверку отдельных этапов работ, выполняет работу по подготовке технических носителей информации, обеспечивающих автоматический ввод данных в вычислительную машину (прием и контроль входной информации, подготовка исходных данных, обработка информации, выпуск исходящей), ведет учет использования машинного времени, объемов выполненных работ.

Диапазон знаний выпускника специальности широк: архитектура и технические характеристики персональных компьютеров; возможности языков и сред программирования; технология проектирования и организация структур баз данных; особенности эксплуатации локальных вычислительных сетей различных типов; методы работы в глобальной вычислительной сети и способы программной защиты информации.

Кроме того, техник-программист знает основные положения действующей нормативной документации, владеет основами организации деятельности промышленного предприятия и управления им. Он готов к профессиональной деятельности по разработке, модификации, адаптации, настройке и сопровождению программного обеспечения в качестве техника в организациях (на предприятиях) различной отраслевой направленности независимо от их организационно-правовых форм.

Уровень подготовки выпускника позволяет ему работать в компаниях или на предприятиях любого профиля.

Личные качества.

Прежде всего, программист должен обладать терпением и выдержкой. Это совершенно незаменимые качества в его работе.

Программирование, бурно развивающаяся область, практически ежемесячно выходят новые версии программ, обновляются характеристики оборудования, и специалисты в области информационных технологий должны быть всегда в курсе этих изменений. Поэтому нужно уметь быстро адаптироваться и постоянно изучать что-то новое. Иначе через несколько лет ваша ценность как специалиста может заметно снизиться. Поэтому способность к самообучению – один из главных навыков, которым должен обладать программист.

Владение английским языком на уровне чтения технической документации является еще одним обязательным требованием, предъявляемым к представителям этой профессии.

Для таких специалистов очень важно умение работать: в команде, над большими проектами, со средствами коллективной разработки, с крупными финансовыми системами (бюджетными, банковскими, управленческого учета).

Для претендентов на позицию ведущего программиста желательны навыки умения мыслить системно, в перспективе видеть все стадии разработки проекта, умение управления проектами и коллективом, отслеживать тенденции современного рынка и уметь применять самые перспективные и современные технологии в своих проектах, а также самостоятельность, инициативность, а также способность нести личную ответственность за поставленную задачу. 

Образование (Что надо знать?)

Самым важным в процессе обучения является не столько прослушивание лекций, сколько решение задач и участие в различных учебных проектах. Будущему программисту важно научиться думать, находить верные решения, «шевелить мозгами». Информационные технологии развиваются очень быстро, поэтому для таких специалистов необходимы навыки самообразования, чтобы после получения основного диплома идти в ногу со временем и не терять квалификации. Специалисту в этой области нужно знать языки программирования, уметь создавать веб-страницы, владеть иностранным языком (английским как минимум) и постоянно совершенствовать свои знания, так как через несколько лет он может оказаться не удел. Не все программисты создают сайты. Есть те, которые разрабатывают программы специально для работы конкретного предприятия (прикладные программисты).

Место работы и карьера.

В основном в России требуются программисты -"прикладники": практически любая компания сегодня нуждается в автоматизации своего бизнеса, в возможности работать по внутренней компьютерной сети и быстро обмениваться информацией в электронном виде между подразделениями и отделами, вести учет продукции, закупок, реализованного товара. 

Они адаптируют, а если нужно, и разрабатывают пакет специальных программ, учитывая особенности бизнеса организации: одно дело автоматизировать деятельность издательского дома, другое - торговой фирмы или ресторана. Однако многим предприятиям требуется не только автоматизация бизнеса, но и постоянный мониторинг налаженной системы, ее изменение в случае расширения компании, поэтому работодатели готовы к зачислению программистов к себе в штат. 

Все же некоторые организации предпочитают заказывать автоматизацию своего бизнеса специализированным ИТ-компаниям, предоставляющим такие услуги.

Способность к самообучению - один из главных навыков, которым должен обладать программист. Особым спросом на рынке труда пользуются программисты 1С - те же «прикладники», но адаптирующие уже готовый пакет программ фирмы «1С» к нуждам конкретного предприятия, главным образом бухгалтерии. Анализируя требования заказчика, они устанавливают программы, которые облегчают расчеты, оптимизируют работу персонала, налаживают документооборот.

Еще одна сфера деятельности программиста - web-программирование: разработка, модернизация и поддержка сайтов. Эта область требует многих специфических знаний - PHP, MYSQL, XHTML, CSS, JavaScript, XML. Причем очень часто работодатели желают получить профессионала «два в одном» - web-дизайнера и web-программиста, чтобы он не только решал технические вопросы (быстрая загрузка сайта, работа ссылок, поисковика), но также занимался и оформлением сайта, а иногда даже и его информационным наполнением.

Можно основать собственный бизнес, который потенциально может оказаться очень доходным (достаточно вспомнить, что Билл Гейтс, основатель корпорации Microsoft, стал благодаря своему детищу самым богатым человеком в мире). Однако для того, чтобы успешно управлять таким бизнесом, недостаточно уметь создавать хорошие компьютерные программы; для этого требуются основательные знания в области экономики, юриспруденции, менеджмента.

Реализация специальности в колледже.

Специальность была открыта в 2004 году. В наше время трудно себе представить современное предприятие без информационных технологий. Компьютеризация проникла во все сферы деятельности человека. Возникли совершенно новые требования к организации труда. Специалисты в данной области являются одними из самых востребованных на рынке труда. Человек, знающий компьютер, умеющий программировать, строить компьютерные сети, работать в Интернете представляет огромную ценность для любого предприятия или учреждения.

Сроки и формы обучения:

по очной (дневной) форме обучения:

  • на базе основного общего образования  (9 кл.) – 3 года 10 месяцев.
  • на базе среднего (полного) общего образования (11 кл.) – 2 года 10 месяцев.

по заочной форме обучения:

  • на базе среднего (полного) общего образования (11 кл.) – 3 года 10 месяцев.

После окончания обучения присваивается квалификация: программист.

Также выпускники сдают демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills по компетенции «Программные решения для бизнеса». По итогам демонстрационного экзамена получают паспорт компетенций - Skills Passport.

Область профессиональной деятельности выпускников: совокупность методов и средств для разработки, сопровождения и эксплуатации программного обеспечения компьютерных систем.

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:

  • компьютерные системы;
  • автоматизированные системы обработки информации и управления;
  • программное обеспечение компьютерных систем (программы, программные комплексы и системы);
  • математическое, информационное, техническое, эргономическое, организационное и правовое обеспечение компьютерных систем;
  • первичные трудовые коллективы.

Программист готовится к следующим видам деятельности:

  1. 1.Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем.
  2. Разработка и администрирование баз данных.
  3. Участие в интеграции программных модулей.
  4. Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, наладчик технологического оборудования.

Программист должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

  1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
  2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
  3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
  4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
  5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
  6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
  7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
  8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
  9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
  10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 

В нашем колледже вы овладеете профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

Разработка программных модулей программного обеспечения для компьютерных систем.

  1. Выполнять разработку спецификаций отдельных компонент.
  2. Осуществлять разработку кода программного продукта на основе готовых спецификаций на уровне модуля.
  3. Выполнять отладку программных модулей с использованием специализированных программных средств.
  4. Выполнять тестирование программных модулей.
  5. Осуществлять оптимизацию программного кода модуля.
  6. Разрабатывать компоненты проектной и технической документации с использованием графических языков спецификаций.

 

Разработка и администрирование баз данных.

  1. Разрабатывать объекты базы данных.
  2. Реализовывать базу данных в конкретной системе управления базами данных (СУБД).
  3. Решать вопросы администрирования базы данных.
  4. Реализовывать методы и технологии защиты информации в базах данных.

Участие в интеграции программных модулей.

  1. Анализировать проектную и техническую документацию на уровне взаимодействия компонент программного обеспечения.
  2. Выполнять интеграцию модулей в программную систему.
  3. Выполнять отладку программного продукта с использованием специализированных программных средств.
  4. Осуществлять разработку тестовых наборов и тестовых сценариев.
  5. Производить инспектирование компонент программного продукта на предмет соответствия стандартам кодирования.
  6. Разрабатывать технологическую документацию.

Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин, наладчик технологического оборудования.

За время учебы вы изучите дисциплины:

  • Информационные технологии;
  • Операционные системы и среды;
  • Основы алгоритмизации и программирования;
  • Технические средства информатизации;
  • Базы данных;
  • Архитектура ЭВМ и вычислительных систем;
  • Теория вероятности и математическая статистика;
  • Дискретная математика;
  • Численные методы;
  • Компьютерные сети;
  • Технология разработки программных продуктов;
  • Программное обеспечение компьютерных сетей;
  • Разработка и эксплуатация удаленных баз данных;
  • Пакеты прикладных программ;
  • Информационная безопасность;
  • Основы построения автоматизированных информационных систем;
  • Компьютерная графика и анимация;
  • Web-дизайн;
  • Инженерная графика;
  • Компьютерное моделирование;
  • Языки программирования высокого уровня;
  • Системы автоматизированного проектирования;
  • Менеджмент.

Будущее за высокими технологиями. Это понимает каждый, кто выбирает данную специальность. Уровень специалистов, подготовленных техникумом в этом направлении, считается одним из лучших в регионе и республике. В последние годы техникум становится центром информационных технологий Зауралья. Широкий спектр изучаемых программ, профессиональная направленность и новаторский подход – вот главные направления успеха трудоустройства будущего специалиста. После окончания обучения студенты могут работать программистами, операторами ЭВМ, системными администраторами, специалистами по сборке персональных компьютеров, техниками по сборке и наладке компьютерных сетей.



Просмотров: 10172